БЕСЕДА ОБ АВИАЦИОННОМ ДВИГАТЕЛЕ
Авиационные двигатели — моторы, которые приводят самолет в движение в воздухе — делятся на несколько классов. Существуют моторы с жидкостным и воздушным охлаждением, дизели и бензиновые моторы, двигатели с наддувом и без наддува и т. д.
Одним из основных требований, предъявляемых к современному мотору, является гибкость. Двигатель должен хорошо работать при большой и малой мощностях. Для взлета тяжело нагруженного самолета необходима высокая мощность, тогда как при полете на крейсерской скорости достаточно половины этой мощности. Важно также, чтобы двигатель работал экономично, т. е. при минимальном расходе горючего на лошадиную силу в час.
В последние годы развитие мотора шло большими шагами. Благодаря усовершенствованию конструкции головки цилиндра удалось улучшить охлаждение камеры сгорания. Применение лучших сплавов для подшипников позволило увеличить число оборотов коленчатого вала, а следовательно, повысить мощность мотора. Повышение степени сжатия позволило уменьшить расход горючего на лошадиную силу в час. Улучшение конструкции нагнетателей повысило мощность современных моторов.
Вес мотора на лошадиную силу понизился. Среднее эффективное давление увеличилось—например у мотора Райт «Циклон» за последние 10 лет оно увеличилось с 8 кг! см2 до 15 кг! см 2, тогда как удельный вес мотора уменьшился примерно с 1 кг до 0,5 — 0,6 кг на лошадиную силу. Степень сжатия, составлявшая еще недавно немногим более 5,0, теперь доведена до 7,0 благодаря применению горючих с высоким октановым числом. Скорость вращения коленчатого вала мотора повысилась с 1600— 1700 до 2000—2 300 оборотов в минуту; удельный расход горючего понизился до 180 г на одну лошадиную силу в час. Этими усовершенствованиями отнюдь не исчерпываются успехи моторной техники, но они дают некоторое представление о современном авиационном двигателе.
В течение многих лет авиационные моторы охлаждались водой. Первые моторы воздушного охлаждения, обладая меньшим весом, чем двигатели жидкостного охлаждения, имели, однако, серьезный недостаток — большое лобовое сопротивление. Усовершенствование капотов позволило устранить этот недостаток, и вскоре моторы воздушного охлаждения высокой мощности с звездообразным расположением цилиндров вытеснили в Америке моторы жидкостного охлажденияJ Расход горючего у моторов жидкостного охлаждения, однако, ниже, чем у моторов воздушного охлаж — ждения. Головки цилиндров, которые больше всего нагреваются при работе, у моторов жидкостного охлаждения охлаждаются лучше, чем у моторов воздушного охлаждения. Правда, возможность перегрева у моторов воздушного охлаждения уменьшена до безопасных пределов, и разница в расходе горючего у моторов обоих типов доведена до минимума. Крупным преимуществом моторов воздушного охлаждения по сравнению с моторами жидкостного охлаждения являются меньшие расходы по содержанию и эксплоатации. Так как моторы воздушного охлаждения имеют меньше трубопроводов, чем моторы жидкостного охлаждения, они менее подвержены авариям; ремонт их проще.